Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, зачем Бог вообще сотворил мир и создал похожих на Себя существ. Суммируя учение отцов Церкви, прп. Иоанн Дамаскин пишет о причине творения: «Итак, поскольку благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Самого Себя, но от чрезмерной благости пожелал сотворить существа, которые мог бы облагодетельствовать и соделать причастниками Своей благости, из ничего Он приводит в бытие и творит вселенную – невидимый и видимый мир, и человека, который из обеих стихий состоит: видимой и невидимой. Бог имеет намерение и творит, и мысль становится делом, исполняется Словом и завершается Духом». Значит, Бог создает подобных Себе не из Своего несовершенства, недостаточности, нехватки чего-то, а от избытка благости.
Откуда у Него благость? Бог — это Три Лица одного естества, Троица. Свойства естества определяются Лицами. Если мы верим (знаем), что Бог благ, значит, таковы Его Лица — Они умеют и хотят всех любить. Способность любить других вытекает из способности любить Себя. И мы знаем, что все Три лица Бога безгранично любят друг друга. В этом — Его блаженство. Любовь есть свойство, направленное на благобытие других, поэтому Бог желает блаженства всем, кого Он творит. Это и есть благость.
Бог Отец вечно рождает Своего Единородного Сына и изводит единосущного Духа, и больше ни в ком не нуждается. Троица в Боге есть полнота Его бытия. Следовательно, наилучшим творением, способным обладать полнотой блаженства, должна быть еще одна Троица. Поэтому может возникнуть вопрос: почему Бог не сотворил еще одну Троицу, во всем подобную Себе?
В Библии Бог говорит: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис.43:10). То есть другого Бога не существует. Но почему?
Первая причина этого в том, что Бог, и только Бог, имеет нетварное бытие и имеет источник Своей жизни в Себе. А вторая, исходящая из первой, — в Его единственности. Только Он один может быть нетварным и самобытным (причиной Своего бытия). Он не может (у Бога «не может» и «не хочет» одно и то же) разделить Свое бытие с кем-то иным. «И не дам славы Моей иному» (Ис.42:8). Это онтологически невозможно, иначе Бог перестал бы быть Богом. Другого по качеству и количеству Бога быть не может: «Я Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6). Возможно, именно неизменчивость Бог считает одним из совершенств, поэтому и не изменяется.
Итак, только Бог обладает вечным, неизменным, нетварным и всеблаженным неотъемлемым бытием. Поэтому Он и назвал Себя Моисею «Сущим» — «Тем, Кто есть». Все остальное, если и появится, будет по определению — не сущим, а значит — не Богом. Для тварей Бог творит иное бытие — тварное, которое по сравнению с Божественным не обладает вышеупомянутыми характеристиками: оно не вечное, изменяющееся, не имеющее в себе блаженства и эфемерное. Оно не имеет никаких гарантий существования, кроме желания Бога.
Но почему бы тогда Богу не сотворить тварную троицу со всеми возможными достоинствами, кроме нетварности? — Пусть она будет тварна, но зато будет блага, всеблаженна, неизменна и вечна?
Во-первых, Бог не может сотворить кого-либо, кто бы априорно имел в себе источник жизни, лежащий в основе Божественного совершенства, ибо тогда и творить было бы незачем — он бы уже бы существовал. Поэтому творение никогда не будет автономно, а значит, по-настоящему благо, всеблаженно, неизменно и вечно.
А во-вторых, в Боге природу определяют Личности. Бог благ, неизменен и всеблажен, потому что таковы Его Лица. Они не могут измениться, например, деградировать или усовершенствоваться, или возгордиться собой, но являются всегда одинаково совершенными, высоконравственными и смиренными.
Любая же тварная личность по причине сотворенности будет подвержена изменчивости вместе со своей природой: ибо сотворенность уже изменение. Поэтому какой бы нравственно и духовно прекрасной она изначально (по благодати) ни была, она может исказить, растерять эту красоту и славу через неправильный выбор, через искажение внутренних установок, потому что получит такую же, как у Бога, абсолютную свободу. И есть великая опасность творить такое существо, которое бы при всех своих божественных достоинствах отличалась от причинного Бога лишь своей тварностью. Такой бог, оценив свои достоинства в сравнении с причинным Богом найдет свое подчиненное положение неприличным для себя и может взбунтоваться против своего Творца. Раз изначально целостность в нем нарушена (совершенный несовершенен), то неудовлетворенность своим положением может спровоцировать такое творение на осуждение Творца и конфликт с Ним, что лишит его необходимой благодатной поддержки.
Подобное произошло с падшим Денницей. Ведь причинами его отпадения от Бога все святые считают гордыню и зависть: он, получив от Бога множество дарований, решил, что у него недостаточно прав и захотел автономного существования, пока не растерял всю первоначальную благодать и не стал злым духом. И возвратиться к Богу не хочет, потому что закоснел в своей гордыне. Причина его падения — искажение личностных установок, а не природный дефект. И такое может случиться с любым творением. Ева и Адам пошли по этому же пути.
Поэтому Бог, предвидя подобный исход творения, не стал творить во всем себе подобных богов, но сотворил образы, лишь отчасти имеющие в себе Его совершенства, которые сами творения, если захотят, могут восполнить через самоутверждение в добровольном послушании Творцу, добровольном смирении перед Ним и добровольной любви к Нему. Именно эти качества ведут к совершенствованию как тварных личностей, так и их природ.
В конечном итоге любая тварная личность может стать максимально великим и прекрасным подобием Бога через полученную от Него благодать — нетварную энергию Творца. Именно к этому Бог и призвал всех разумных тварей — стать богами по благодати. А это, в свою очередь, ведет к блаженству, как написано в Катехизисе свт. Филарета: «Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал».
Троичность же как множественность реализована у Ангелов и людей во множестве личностей одной природы. Такая множественность гарантирует возможность духовно-нравственного совершенствования через укрепление себя и друг друга в любви и других добродетелях.
Что же касается возможности для гипотетического тварного совершенного бога не растерять, а увеличить свое совершенство, то это возможно только путем укоренения своих личностей в смирении перед настоящим Богом, Творцом.