О неосуждении

Об осуждении и неосуждении написано очень много. Хочу и я поделиться своими мыслями.

Откуда берется осуждение? Святые Отцы говорят: от гордости. Гордость говорит: ты лучше их (его, ее) знаешь и понимаешь, как надо, а они поступают неправильно. Так может быть и с раскаянным человеком. Я знаю, что всегда могу ошибиться, но в определенный момент мне кажется, что я правее. Как же быть, если не стяжал совершенного смирения?
1) грешить и каяться.
Но грешить не хочется. Тогда
2) Заниматься самовоспитанием. Есть много полезных мыслей, правильных установок сознания, данных нам Отцами.

Например, прп. Макарий Оптинский в письмах духовным чадам писал:

«Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения».
«При взгляде на К. вам живо представляются страсти других. Но кто может испытать внутренние движения сер­дец их? Многое, кажущееся нам греховным действием, по благому намерению, приемлется от Бога добрым делом, а иное — и в образе добродетели представляющееся, по злому произволению, у Бога отвержено. Оставим дела их на суд Божий, а мы попечемся о себе, и дабы, чрез строгое суж­дение о других, не быть подобным видевшему сучец в оце брата своего, а в себе бревна не видевшему. Нельзя, чтобы не было болезни в сердце их о том, что вы видите в делах их худого, а посему, по глаголу старца: «ты видишь других паде­ния, но не видишь их покаяния», можно и вам то же сказать».
«Получивши же помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это также сеть вражия, закликающая в высокоумие и все плоды добро­детели отъемлющая».
«Советую тебе не иметь ни на кого худых подозрений; каждый «своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14, 4). И никто не будет за дела другого наказан или награжден: «кийждо бо свое бремя понесет» (Гал.6, 5). Отцы святые учат не верить даже глазам своим: ибо кто еще страстями пленен и не освобожден от них, тому враг чрез них что угодно ему, то и представляет; верь тому только помыслу, который благое только свидетельствует о ближнем. А всего лучше, если бы нам с тобою научиться видеть свои только недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от напа­дения вражия, ибо неложны слова Господа: «не судите, да не судими будете!» (Мф. 7, 1)».

Все это понятно и принято сердцем каждого воцерковленного христианина. Но гордый не может не осуждать. Итак, действует закон: «Недобрый взгляд исходит из недоброго сердца». Надо исправить сердце. А как это сделать?

Сегодня мне пришла мысль, что само устроение Христа может мне помочь. Ведь старец Макарий ссылается на Евангелие: «Не судите, да не судими будете!» (Мф. 7, 1). Вначале воцерковления я воспринимал эти слова как относящиеся только к этой жизни. «Закон кармы»: ты не будешь осуждать других, и тебя не будут осуждать.
Но потом я прочел у святых Отцов, что это относится и к осуждению меня Богом. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:31). Бог — Судья, значит, и я буду судим Им по Его закону: «Кто осуждал, тот будет Мною осужден». Но это лишь констатация факта, это мысль, внушающая страх. Может ли страх создать добродетель? Может, если он очень сильный и произошел в ситуации, наказывающей меня за грех осуждения. Но имеет ли смыл ее ждать? Может, лучше посмотреть на положительный пример и постараться ему подражать?

Вот перед нами Сам Христос. Он ведь Бог, а значит Судья. Но что Он говорит?
«Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12:47). «Я не сужу никого» (Ин.8:15). «И я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши» (Ин.8:11). В каком же амплуа предстает перед нами евангельский Христос? - В амплуа адвоката, защитника. Он всю жизнь защищал людей, оправдывал их перед Богом.

А как же обличения фарисеев и книжников? А как же изгнание торгующих? А как же слова Петру: «Отойди от Меня, сатана!» (Лк.4:8)?
Мы видим проявления гнева, но гнева бесстрастного! Вспомним ответ Иисуса на слова фарисеев: «Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня» (Ин.8:15-16).

То есть, во-первых, есть Высший Авторитет, на безгрешный суд Которого опирался Иисус. Он не Сам от Себя судил, а от Бога-Отца, и поэтому в Его суде нет страсти (самости) и греха (ошибочности). Хотя Бог жил и судил в Нем непосредственно.
Во-вторых, дальше Он говорит: «Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» (Ин.8:50). То есть, Он вообще отмежевывается от собственной оценки кого-либо, в том числе и Себя, предоставляя это Отцу.
В-третьих, при распятии Иисус говорил: «Отче, прости им! Не ведают бо, что творят» (Лк.23:34). К кому относились эти слова? Свт. Иннокентий Борисов так отвечает на этот вопрос:
“Заповедав последователям Своим молиться за врагов, Богочеловек подает теперь пример этой высокой молитвы, подает в минуту ужаснейших страданий от врагов Своих. Непосредственно слова этой молитвы, конечно, относились к распинавшим воинам (которые виновны были не тем, что исполняли дело своего звания, но что, подчинившись желанию иудеев, обнаруживали излишнюю жестокость); но по сути своей ходатайственная молитва Господа обнимала собой всех врагов Его: из нее не исключался ни Каиафа, ни Пилат, ни Ирод. Ибо все они, по своей злобе или по лукавству, действительно не знали сами, что делали. «Ибо если бы знали, – говорит св. Павел, – то не распяли бы Господа славы».

Это значит, что и обличая фарисеев и пророча им «горе», Он глубоко в душе жалел и их! Ведь в минуты страданий как никогда открывается глубина сердца человека. Тогда Его гнев можно воспринять как ревность по правде и добру, которые фарисеи оставили, и неприятие вреда, наносимого ими Израилю, особенно в контексте предвидимых Христом событий возмездия Ищущего и Судящего. У Христа не было сучка в глазу, но Он от этого не стал более гордым. Он видел и свидетельствовал, но не ненавидел. Он обличал, но не осуждал. Он гневался, но не проклинал, не желал зла.

То же было и с торгующими: он выгонял плеткой скот из храма, а не людей. Он ревновал о доме Божьем: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17). «Дом Мой домом молитвы наречется у всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.11:17). Вот что Им двигало: ревность о славе Божьей! А значит, в этих словах и делах нет греха! Ревность бывает разной. Но эта ревность была от любви к Отцу и любви к людям, потому что если ты даешь людям правильные установки, с которых они сошли, то совершаешь не грех, а доброе дело.

А слова Петру? А как еще остановить начавшийся соблазн в «спасителе» Спасителя? Христос без злобы, но жестко поставил мысль Петра на место: «ты сейчас исполняешь волю лукавого, Бог не этого от вас ждет и ищет, чтобы вы Меня спасали, успокойся».

Как же мне стать подобным Христу?
Первое, что пришло в голову: дать полную свободу действий Христу в моей жизни. Если сужу я, то уже не Он. Но как это реализовать? Вот несколько мыслей.
1) Я уже даю Христу во мне активно действовать, точнее, промышлять обо мне. Я позволяю бытию вторгаться в мою жизнь, веря, что все находится под Его контролем. Однако это не мешает мне в какой-то момент ограничить Его действие, а именно — в момент осуждения. Когда же настает этот момент?
2) Суждение и осуждение - разные вещи. Можно рассуждать о грехах кого-то и без гнева и желания зла или возмездия. Осуждение, таким образом — это фон суждения о плохих поступках кого-то. Ведь за хорошее не осуждают. Значит, дело лишь в сердечном фоне, в его настрое!
3) Как настроить сердце любить всех? Я заметил, что когда это мало меня касается, то я не осуждаю или не сильно осуждаю. Но когда это напрямую касается меня, то гнев вспыхивает со всей силой и сердце нападает на человека. Но у Христа так не было. Почему? Думаю, потому (я не беру в расчет Личность Спасителя, а только Его человеческую природу), что Он не защищал Себя, но был полностью предан в волю Отца. А это — дело практики. Ведь Сын как Человек учился быть во всем преданным Отцу, ибо Он «страданиями навык послушанию» (Евр.5:8).
4) Оказывается, я потому нападаю на другого, что боюсь его воздействия на себя и других (например, родных и близких). Я БОЮСЬ! В этом страхе — причина действия страсти. Вспомним, что сказал ап. Павел: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” (Евр.2:14-15). Благодать готова освободить меня от этой страсти и страха, но я сам не даю ей этого! Я в критической ситуации думаю, что никто, кроме меня, не защитит меня и моих родных. Поэтому я должен защищаться от зла, и защищать других! Как будто у меня это может получиться! Если и получается — то только с участием Бога! Об этом не надо забывать. Поэтому надо расслабиться душой и предоставить защиту меня и других Богу!
5) А как же гордость? У гордости и страха корень один — самость. Но у гордости подход к людям другой. Гордость не боится, а даже, наоборот, спокойна и самодовольна. Она спокойно возвышается над другими и в момент осуждения не колеблется. Но гордость всегда неправа. Против нее говорил Сам Христос: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15), а также: будь «всем слугой» и «всем рабом» (Мк.10:43-44). Значит, чтобы избежать первого и достичь второго, нужно, во-первых, считать, что я не все знаю, а справедливо судит только Бог. А, во-вторых, служить другим, как Христос служил и все заслуги относил к Отцу. Служение дает смирение.
6) Считать, что я не все знаю, вроде бы логично. Но у всех есть своя компетенция. Поэтому Бог дал духовный принцип: «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). В Церкви смирение перед Богом реализуется через послушание клиру и иерархии. Послушание дает смирение. Послушание не должно быть слепым. Однако все мы слепы в разной степени, поэтому ошибки неизбежны. Для этого нам дано покаяние.
7) И последнее. Мое амплуа в этом мире должно быть таким же, как у Христа. Надо всегда помнить Его слова: «Я не сужу никого». Я — защитник других, а не судья. Установка на защиту других — надежное средство от осуждения, потому что полностью противоположно ему. Но может возникнуть вопрос: а если я являюсь свидетелем зла и чувствую, что я призван его остановить? - Ничто не мешает нам бороться со злом, если в нас живет и действует любовь Христова. В этом случае наши действия будут так же угодны Богу, как и действия Самого Христа. И нам не надо будет в них каяться.