Об осуждении и неосуждении написано очень много. Хочу и я поделиться своими мыслями.
Откуда берется осуждение? Святые Отцы говорят: от гордости. Гордость говорит: ты лучше их (его, ее) знаешь и понимаешь, как надо, а они поступают неправильно. Так может быть и с раскаянным человеком. Я знаю, что всегда могу ошибиться, но в определенный момент мне кажется, что я правее. Как же быть, если не стяжал совершенного смирения?
1) грешить и каяться.
Но грешить не хочется. Тогда
2) Заниматься самовоспитанием. Есть много полезных мыслей, правильных установок сознания, данных нам Отцами.
Например, прп. Макарий Оптинский в письмах духовным чадам писал:
«Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения».
«При взгляде на К. вам живо представляются страсти других. Но кто может испытать внутренние движения сердец их? Многое, кажущееся нам греховным действием, по благому намерению, приемлется от Бога добрым делом, а иное — и в образе добродетели представляющееся, по злому произволению, у Бога отвержено. Оставим дела их на суд Божий, а мы попечемся о себе, и дабы, чрез строгое суждение о других, не быть подобным видевшему сучец в оце брата своего, а в себе бревна не видевшему. Нельзя, чтобы не было болезни в сердце их о том, что вы видите в делах их худого, а посему, по глаголу старца: «ты видишь других падения, но не видишь их покаяния», можно и вам то же сказать».
«Получивши же помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это также сеть вражия, закликающая в высокоумие и все плоды добродетели отъемлющая».
«Советую тебе не иметь ни на кого худых подозрений; каждый «своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14, 4). И никто не будет за дела другого наказан или награжден: «кийждо бо свое бремя понесет» (Гал.6, 5). Отцы святые учат не верить даже глазам своим: ибо кто еще страстями пленен и не освобожден от них, тому враг чрез них что угодно ему, то и представляет; верь тому только помыслу, который благое только свидетельствует о ближнем. А всего лучше, если бы нам с тобою научиться видеть свои только недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от нападения вражия, ибо неложны слова Господа: «не судите, да не судими будете!» (Мф. 7, 1)».
Все это понятно и принято сердцем каждого воцерковленного христианина. Но гордый не может не осуждать. Итак, действует закон: «Недобрый взгляд исходит из недоброго сердца». Надо исправить сердце. А как это сделать?
Сегодня мне пришла мысль, что само устроение Христа может мне помочь. Ведь старец Макарий ссылается на Евангелие: «Не судите, да не судими будете!» (Мф. 7, 1). Вначале воцерковления я воспринимал эти слова как относящиеся только к этой жизни. «Закон кармы»: ты не будешь осуждать других, и тебя не будут осуждать.
Но потом я прочел у святых Отцов, что это относится и к осуждению меня Богом. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр.10:31). Бог — Судья, значит, и я буду судим Им по Его закону: «Кто осуждал, тот будет Мною осужден». Но это лишь констатация факта, это мысль, внушающая страх. Может ли страх создать добродетель? Может, если он очень сильный и произошел в ситуации, наказывающей меня за грех осуждения. Но имеет ли смыл ее ждать? Может, лучше посмотреть на положительный пример и постараться ему подражать?
Вот перед нами Сам Христос. Он ведь Бог, а значит Судья. Но что Он говорит?
«Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12:47). «Я не сужу никого» (Ин.8:15). «И я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши» (Ин.8:11). В каком же амплуа предстает перед нами евангельский Христос? - В амплуа адвоката, защитника. Он всю жизнь защищал людей, оправдывал их перед Богом.
А как же обличения фарисеев и книжников? А как же изгнание торгующих? А как же слова Петру: «Отойди от Меня, сатана!» (Лк.4:8)?
Мы видим проявления гнева, но гнева бесстрастного! Вспомним ответ Иисуса на слова фарисеев: «Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня» (Ин.8:15-16).
То есть, во-первых, есть Высший Авторитет, на безгрешный суд Которого опирался Иисус. Он не Сам от Себя судил, а от Бога-Отца, и поэтому в Его суде нет страсти (самости) и греха (ошибочности). Хотя Бог жил и судил в Нем непосредственно.
Во-вторых, дальше Он говорит: «Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» (Ин.8:50). То есть, Он вообще отмежевывается от собственной оценки кого-либо, в том числе и Себя, предоставляя это Отцу.
В-третьих, при распятии Иисус говорил: «Отче, прости им! Не ведают бо, что творят» (Лк.23:34). К кому относились эти слова? Свт. Иннокентий Борисов так отвечает на этот вопрос:
“Заповедав последователям Своим молиться за врагов, Богочеловек подает теперь пример этой высокой молитвы, подает в минуту ужаснейших страданий от врагов Своих. Непосредственно слова этой молитвы, конечно, относились к распинавшим воинам (которые виновны были не тем, что исполняли дело своего звания, но что, подчинившись желанию иудеев, обнаруживали излишнюю жестокость); но по сути своей ходатайственная молитва Господа обнимала собой всех врагов Его: из нее не исключался ни Каиафа, ни Пилат, ни Ирод. Ибо все они, по своей злобе или по лукавству, действительно не знали сами, что делали. «Ибо если бы знали, – говорит св. Павел, – то не распяли бы Господа славы».
Это значит, что и обличая фарисеев и пророча им «горе», Он глубоко в душе жалел и их! Ведь в минуты страданий как никогда открывается глубина сердца человека. Тогда Его гнев можно воспринять как ревность по правде и добру, которые фарисеи оставили, и неприятие вреда, наносимого ими Израилю, особенно в контексте предвидимых Христом событий возмездия Ищущего и Судящего. У Христа не было сучка в глазу, но Он от этого не стал более гордым. Он видел и свидетельствовал, но не ненавидел. Он обличал, но не осуждал. Он гневался, но не проклинал, не желал зла.
То же было и с торгующими: он выгонял плеткой скот из храма, а не людей. Он ревновал о доме Божьем: «Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17). «Дом Мой домом молитвы наречется у всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк.11:17). Вот что Им двигало: ревность о славе Божьей! А значит, в этих словах и делах нет греха! Ревность бывает разной. Но эта ревность была от любви к Отцу и любви к людям, потому что если ты даешь людям правильные установки, с которых они сошли, то совершаешь не грех, а доброе дело.
А слова Петру? А как еще остановить начавшийся соблазн в «спасителе» Спасителя? Христос без злобы, но жестко поставил мысль Петра на место: «ты сейчас исполняешь волю лукавого, Бог не этого от вас ждет и ищет, чтобы вы Меня спасали, успокойся».
Как же мне стать подобным Христу?
Первое, что пришло в голову: дать полную свободу действий Христу в моей жизни. Если сужу я, то уже не Он. Но как это реализовать? Вот несколько мыслей.
1) Я уже даю Христу во мне активно действовать, точнее, промышлять обо мне. Я позволяю бытию вторгаться в мою жизнь, веря, что все находится под Его контролем. Однако это не мешает мне в какой-то момент ограничить Его действие, а именно — в момент осуждения. Когда же настает этот момент?
2) Суждение и осуждение - разные вещи. Можно рассуждать о грехах кого-то и без гнева и желания зла или возмездия. Осуждение, таким образом — это фон суждения о плохих поступках кого-то. Ведь за хорошее не осуждают. Значит, дело лишь в сердечном фоне, в его настрое!
3) Как настроить сердце любить всех? Я заметил, что когда это мало меня касается, то я не осуждаю или не сильно осуждаю. Но когда это напрямую касается меня, то гнев вспыхивает со всей силой и сердце нападает на человека. Но у Христа так не было. Почему? Думаю, потому (я не беру в расчет Личность Спасителя, а только Его человеческую природу), что Он не защищал Себя, но был полностью предан в волю Отца. А это — дело практики. Ведь Сын как Человек учился быть во всем преданным Отцу, ибо Он «страданиями навык послушанию» (Евр.5:8).
4) Оказывается, я потому нападаю на другого, что боюсь его воздействия на себя и других (например, родных и близких). Я БОЮСЬ! В этом страхе — причина действия страсти. Вспомним, что сказал ап. Павел: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” (Евр.2:14-15). Благодать готова освободить меня от этой страсти и страха, но я сам не даю ей этого! Я в критической ситуации думаю, что никто, кроме меня, не защитит меня и моих родных. Поэтому я должен защищаться от зла, и защищать других! Как будто у меня это может получиться! Если и получается — то только с участием Бога! Об этом не надо забывать. Поэтому надо расслабиться душой и предоставить защиту меня и других Богу!
5) А как же гордость? У гордости и страха корень один — самость. Но у гордости подход к людям другой. Гордость не боится, а даже, наоборот, спокойна и самодовольна. Она спокойно возвышается над другими и в момент осуждения не колеблется. Но гордость всегда неправа. Против нее говорил Сам Христос: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15), а также: будь «всем слугой» и «всем рабом» (Мк.10:43-44). Значит, чтобы избежать первого и достичь второго, нужно, во-первых, считать, что я не все знаю, а справедливо судит только Бог. А, во-вторых, служить другим, как Христос служил и все заслуги относил к Отцу. Служение дает смирение.
6) Считать, что я не все знаю, вроде бы логично. Но у всех есть своя компетенция. Поэтому Бог дал духовный принцип: «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). В Церкви смирение перед Богом реализуется через послушание клиру и иерархии. Послушание дает смирение. Послушание не должно быть слепым. Однако все мы слепы в разной степени, поэтому ошибки неизбежны. Для этого нам дано покаяние.
7) И последнее. Мое амплуа в этом мире должно быть таким же, как у Христа. Надо всегда помнить Его слова: «Я не сужу никого». Я — защитник других, а не судья. Установка на защиту других — надежное средство от осуждения, потому что полностью противоположно ему. Но может возникнуть вопрос: а если я являюсь свидетелем зла и чувствую, что я призван его остановить? - Ничто не мешает нам бороться со злом, если в нас живет и действует любовь Христова. В этом случае наши действия будут так же угодны Богу, как и действия Самого Христа. И нам не надо будет в них каяться.