Царство Небесное, или Небеса (рай — это часть Небес,
«третье небо» (2Кор.12:2,4)) — сотворенный Богом духовный мир, в котором живут ангелы и находятся души праведных людей, пронизанный нетварной Божественной силой, энергией (благодатью), которая делает небожителей в разной степени причастными этой энергии и вводит их в общение с Личностями Бога-Троицы, Который для небожителей является Царем. Этот мир
«недалеко от нас» (Деян.17:27), однако «отстоит от нашего мира не местом, а природой»
[1], и поэтому не явен.
Любое тварное существо и естество причастно благодати Бога. Однако образ этого причастия бывает разный. Все твари по бытию причастны силе Бога, потому что
«все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:16-17). Но для разумных существ, обладающих свободной волей — ангелов и людей, возможен образ причастия в виде высшего блаженства, славы и величия, заключающихся в максимальной близости к Богу и богоподобии, которые обусловлены любовью тварных личностей к Нему и сотворенному Им миру и их духовно-нравственным совершенством. Последнее зависит не только от Бога, но и от этих существ, а именно — направленности их воли в сторону согласия или несогласия с волей Творца, личностным приятием или неприятием Его, а также стремлением к совершенству.
Поэтому Царство Небесное есть
соединённость с Богом и друг с другом личностей в любви и природ тварных разумных существ с Богом энергетически (через благодать) в виде еирархически выстроенной общественной структуры, во главе которой стоит Бог-Троица и Который управляет ими не в силу Своего могущества, по принуждению, но в силу добровольного приятия ими Его творческой воли, непререкаемости для них Его авторитета и любовного бесстрастного влечения к Нему тварей, выбравших именно такой способ самореализации. Это
единство реализуется в небесно-земной Церкви, главными характеристиками которой являются: любовь (страх Божий, послушание Богу, жертвенное служение Ему, милосердие, жертвенность к тварям), смирение (служение высших низшим, подчинение низших высшим) и порядок (гармония, красота). Поскольку причастность сознательных духов Богу не зависит от времени и места, она есть
«Царство Небесное внутри» нас (Лк.17:21).
Именно благодать является главной созидательной силой всех миров и сообщает всей твари
«жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25). Бог сообщает ее в соответствии со Своими замыслом и промыслом о тварных мирах и степенью синергии (согласного действия Творца и творений). Все разумные существа (ангелы и люди) обладают, как и Бог, личностным началом, то есть имеют по благодати вечную богодарованную личность как основу образа Божьего. При этом Ангелам после искуса через соблазн отступления, посеянного сатаной, Он даровал благодать постоянства в совершенстве и приближенности к Себе, а людям назначил путь приобретения ее через возрастание в этом совершенстве — в постепенном достижении нами Своего подобия. И путь возрастания в личностном совершенствовании, имеющим целью научение себя верности Богу и любви к Нему, есть путь увеличения сущностного и личностного богопознания и сопряженного с ним блаженства. И то, и другое реализуется с нашей стороны стяжанием, а со стороны Бога дарованием все большей благодати, соединяющей нас с Творцом во все большей степени. Именно таким образом в нас открывается, пребывает и к нам приближается Царство Небесное, и мы к нему.
Воплощение Сына Божьего было
«приближением к нам Царства Небесного» (Мф.3:2) в одностороннем порядке, потому что Сам Царь Небесный по Своей воле, не вынуждаемый к этому чем-либо, кроме жалости к людям, в виде Своей Второй Ипостаси — Сына Божьего — воплотился и вочеловечился. Однако Он пришел не в той
«славе, которую Он имел у Отца прежде бытия мира» (Ин.17:5), а скрыл ее, и явился в нашей бесславной природе. Только однажды Он явил троим ближайшим ученикам Свою славу на горе Фавор при Своем преображении
(Лк.9:28-31) и назвал это явление
«Царством Небесным, пришедшим в силе» (Мк.9:1) — предтечей будущего его (Царства) пришествия.
Началом нашего пути в Царство Небесное является вера во Христа как в нашего общего (всех людей) и личного Бога, Царя и Спасителя и Крещение в Его Церкви как акта принятия спасающей благодати, а затем «следования за Ним» в качестве ученика. Это подразумевают слова Спасителя:
«Отныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Процесс перехода нашей личности из состояния вольного приобретения Царства Небесного на земле в состояние невольного обладания этим Царством в мире духов в качестве награды за «употребленные усилия» хорошо выразил святитель Филарет Московский:
«сперва царствие Твое в сердце наше, и потом сердце наше в царствие Твое» (Слово 375, на Благовещение).
Благодать Царства Бога в настоящее время не воздействует на нас во всей задуманной Богом полноте. Это видно из слов молитвы Господней: «
да приидет Царствие Твое»
(Мф.6:10). Нынешний земной мир именуется святыми отцами «царством благодати», а после второго пришествия Спасителя - «царством славы». Приход, открытие, или явление Небесного Царствия в конце времен будет односторонним актом Творца по объединению тварного материального мира (космоса) с тварным миром (космосом) духовным, в котором живут ангелы, уже соединенные с Богом в необходимой для полноценного блаженства полноте. Это соединение невозможно без прихода Бога (Второго пришествия Христа) в области ада, созданные сатаной, и земли во всей Своей славе и Его Суда над падшими ангелами и людьми. При этом произойдет отделение всех личностей, непригодных для гармоничного бытия с Богом и ангелами, от достойных (с одновременной ассимиляцией материального космоса духовным) и размещением первых в геенне огненной, а последних в Царстве Небесном.
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор.15:51-55). При этом нераскаянные грешники лишатся всех возможных благ (в том числе и свободы действия) и начнут вечно страдать душой и телом (а падшие ангелы — только духом), которое станет бессмертным, а праведники получат все возможные блага и начнут вечно блаженствовать как душой, так и телом, которое также станет бессмертным (
«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:43).
Вот как Христос говорит в евангелии от Матфея о пришествии Царства Небесного: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира,
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (25:31-46). При этом степень страданий и блаженства будет строго соответствовать тому злу и добру, которое делали эти существа до Страшного Суда.
Таким образом, Второе пришествие Христа Спасителя и приход (открытие) Царства Небесного является одним и тем же событием, на что указывает выражение:
«на престоле славы Своей» (Мф.25:31) и именованием Себя
Царем всего тварного мира. Подтверждение этого мы можем видеть в Откровении Иоанна Богослова:
«и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).
А про всеобщую свободно избранную и закрепленную Богом блаженную подчиненность святых и Самого Сына в Иисусе Христе Богу Отцу можно прочитать в
1-м послании Коринфянам ап. Павла:
«Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (ст.20-28).
Про блаженство существ, наследующих Царство Небесное, сказано в Откровении ап. Иоанна Богослова в 21 и 22 главах, а также ему посвящена книга «О рае» прп. Ефрема Сирина.
[1] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.