Эта статья адресована христианам. Только христианам доверено Откровение во всей его полноте. Только христиане имеют Святого Духа. И только Откровение несет истину людям. Если бы все христиане имели в достаточном количестве Святого Духа, то есть были бы совершенными святыми, то им не было бы никакой необходимости учиться, учить или поправлять друг друга, потому что помазание, которое мы получили от Него, пребывало бы в нас, и мы не имели бы нужды, чтобы кто учил нас (1Ин.2:27). Именно скудость благодати создает прорехи и искажения в мировоззрении, и возникает необходимость в человеческом участии. Однако и это предусмотрено Богом (Евр.3:13, 13:17, Еф.5:19, 1Тим.1:3-5, 2Тим.2:25-26, 4:2-3).
Что касается эволюционного взгляда на мир, то его несостоятельность обличается всего одной мыслью: Бог не нуждается в эволюции. И точка. Для любого христианина, имеющего достаточно Святого Духа, этого теологического аргумента было бы достаточно. Но люди, даже просвещенные Духом, все равно способны уклоняться от истины. Этому есть известное объяснение — удобопреклонность падшего человечества ко греху, потому что грех бывает как нравственного, так и мировоззренческого характера. К этому добавляется постепенная и неуклонная деградация мира и человечества. Однако люди умеют каяться в своих заблуждениях, на что эта статья и рассчитана.
В «Пространном катехизисе» свт. Филарета сказано: «Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный» (п.86). Всемогущество — катафатическое свойство Бога, означающее, «что Бог исполняет то, что желает, без всякого препятствия, нет ничего, никаких факторов, которые бы могли помешать Богу сделать желаемое» (архим. Сильвестр (Стойчев). Догматическое богословие); «всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, – от чего называется... всесильным (παντοδύναμος), и вседержителем (παντοκράτωρ)».., в частности изображают всемогущество Божие... – в творении: и сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1:3); ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32:9; срав. 148:5)» (Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1.).
Итак, Бог совершенно ничем не ограничен как в направлении Своей воли, так и в ее энергии. Достаточно Богу чего-то захотеть, и это сразу же исполнится или будет исполняться. Подтверждение этому мы видим в Евангелии: любое слово и желание Христа, направленное на помощь людям, сразу же исполнялось. Между словом Христа («Юноша, тебе говорю, встань») и делом («Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить») не было промедления (Лк.7:14-15). В деле создания пропитания толпе народа промедления также не наступило (Мф.14:13-21;15:32-39).
Посмотрим другие примеры: Евангелие от Матфея, глава 8:
«Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы... Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры… И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни... (1-17)
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (24-32).
Мы видим, что мысль или слово Богочеловека исполнялись сразу же. Почему? Главным условием, конечно, была целесообразность чудес, все они имели 3 цели: 1) как можно быстрее помочь людям, так как сострадание не терпит промедления, 2) пробудить и укрепить веру в Иисуса и 3) воспитать в людях правильное отношение к Закону. Причинами же мгновенного действия было всемогущество Божее: есть желание — есть исполнение. Можем снова вспомнить: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9). Как при творении мира Бог произвел все Словом моментально, так делал и будучи на Земле, потому что внутренние условия реализации Его воли всегда одинаковы.
Правда, надо сделать одну поправку. До творения человека Бог не сообразовывался со свободой земных творений. С момента появления людей Бог свободно ограничивает Свою волю на Земле, освобождая место для свободы человеческой. Когда какое-либо дело зависит только от Бога, Он действует без промедления, но когда оно зависит еще и от человека, то Бог может притормозить и даже отменить Свою волю, сообразуясь с волей человека. Когда Бог принял решение навести потоп, Он все же дал человечеству 120 лет на покаяние. И определив царю Езекии смерть, вскоре отменил ее, умилосердившись слезами праведника. Но такие уступки в исполнении Своей воли Он делал и делает исключительно из-за людей, никакая другая земная тварь не довлеет для этого.
Поэтому когда Бог творил мир, ничья воля не мешала Ему действовать исключительно сообразно Своим решениям. А эти решения, конечно, принимаются в соответствии с целесообразностью. Целесообразность, уместность, оправданность, здравомыслие — синонимы такого свойства ума, которое наиболее всего уместно предполагать в Боге. Было бы странно думать, что Бог когда-нибудь что-нибудь сделал или делает нецелесообразно. Целесообразность как выражение мудрости сопровождало каждый акт творения Богом мира.
Например, никакой здравомыслящий человек не предположит, даже не зная откровения, что Бог сначала решил произвести человека, повесив его в космосе, а потом уже решил произвести землю, на которой его поселил. Хотя всегда можно задать вопрос: А почему нет? Ведь «Бог... творит все, что хочет» (Пс.113:11). Но на такой вопрос сам же вопрошающий и ответит, поразмыслив, что творит, конечно, что хочет, но не без целесообразности. Иначе бы следовало предположить в Боге недостаток мудрости, что по меньшей мере кощунственно. Да и любви к человеку в таком акте творения не видно, а мы знаем, что Бог есть любовь (1Ин.4:16). И Христос все делал исключительно мудро и с любовью, потому что Он был тем же Словом, Которым «вся быша», и в силу этого Его действия как до воплощения, так и после идентичны в плане могущества, целесообразности и благости.
Придумав мир, Бог воплощал его от начала творения до конца целесообразно. Библия свидетельствует: «Все соделал Ты премудро» (Пс.103:24). Сначала духовный мир, затем планету Земля, потом свет, затем атмосферу, потом рельеф Земли, затем растительность, потом все прочие космические тела, затем рыб и птиц, потом животных, и, наконец, человека.
Логика какая?
Вначале надо создать тех, кто был бы наиболее близок и предан Небесному Царю и сходен с Ним по естеству: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Пс 103:4). Высокие чины — в первую очередь для служения Царю, более низкие чины — преимущественно для посредничества в служении Бога людям. Да, Бог именно так определил Свое место в мире: «чтобы послужить» (Мф.20:28) в соответствии со Своим величайшим смирением. Ведь Бог творил мир не для Себя, а для мира же, чтобы поделиться с ним блаженством. Более низкие чины Ангелов как более отдаленные от Бога нуждаются в большем им служении Бога, в большем «сострадании», и поэтому забота о них стала предметом деятельности высших чинов.
А люди (как существа еще более отдаленные из-за плоти) нуждаются в служении Бога в наибольшей степени. И поэтому они должны быть сотворены напоследок в уже готовом для служения им мире. Люди должны были постепенно стать частью мира ангельского, если бы смогли преодолеть соблазн привязанности к плоти и материи, к которому по действию дьявола прибавился соблазн гордыни (самовлюбленности). Став совершенными в любви к Богу и друг ко другу, они гармонично присоединили бы материальный космос к космосу духовному, встроившись в ангельскую иерархию.
Материю Бог также творил и распределял целесообразно.
В 1-й день были созданы «время и пространство», то есть частицы и законы их взаимодействия, посредством которых Бог распространяет Свою благодать как энергию жизни и осуществляет невидимое управление макромиром, в том числе творит чудеса. И одновременно с ними был создан оплот жизни тварных существ — планета Земля, с ровной поверхностью, полностью покрытой водой («тьма над бездною», Быт.1:2).
Тогда же Бог «включил» свет, чтобы он передавал красоты водной и воздушной стихий и самой земли. Кому это надо было? — Сначала Богу: «И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт.1:4), а затем — для живых творений. Но и растения, появившиеся в 3-й день, пользовались этим пульсирующим до 4-го дня светом для фотосинтеза.
Появившаяся на 2-й день атмосфера предварила губительное воздействие ультрафиолета и перекрыла утечку воздуха, одновременно защитив Землю от будущих космических «гостей» типа астероидов.
В 3-й день Бог образовал нынешний рельеф Земли путем перемещения тектонических плит, после чего стало целесообразным сотворение флоры, которая должна была стать пищей для будущей фауны.
Но как раз между сотворением флоры и фауны Бог решает создать весь космический механизм, который должен был органично включить в себя Землю, создав на ней наиболее благоприятные условия для жизни более сложных существ, в первую очередь для людей. Космос своими взаимодействиями организовал движение Земли (которая «стояла») и другие многообразные циклические и прочие изменения ее состояний (например, погодные). Главной целью создания видимых нами светил — по Библии — было обозначение времени и «отделения света от тьмы», что упорядочивало жизнедеятельность фауны и людей. А звезды до сих пор помогают нам в определении нашего местонахождения.
Многие ученые считают появление Земли более поздним явлением, чем существование гипотетической точки бесконечной плотности, вмещавшей в себе будущую Вселенную. Земля, по их мнению, появилась вследствие последовательного развертывания космоса: планеты, светила постепенно «складывались» из частиц. А это убеждение, в свою очередь, стоит на вере, что мир подчинен неким самодовлеющим законам, которые и определяют все микро и макропроцессы. Но это и есть главное заблуждение ученого мира, потому что Бог-Творец не подчиняется никаким законам, Он их создает и по Своему всемогуществу имеет возможность «появлять» законы и предметы из ничего помимо всех законов, просто приводя их из небытия в бытие одним творческим словом: «да будет».
Например, как появился свет? Он появился в 1-й день творения из небытия или из уже имеющихся частиц, потому что источники света появились лишь в 4-й день. А если мне скажут, что свет не мог появиться позже Земли, то и я задам вопрос: значит, по-Вашему, в 1-й день или не возник свет, или уже появились светила? Но и то, и другое противоречит Библии, так как ясно сказано, что свет появился в 1-й день, а солнце, луна и звезды в 4-й. Есть возражение, что Бог лишь явил их Моисею. Но тогда получится, что 4-й день творения не являлся днем творения, а лишь «явления», и тогда мы неверно считаем, что Бог сотворил Вселенную в шесть дней, а надо говорить: в пять. Моисей пишет: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх.20:11). Если же светила (а под ними понимают весь космос) появились в 1-й день, то Бог почивал (то есть не творил) не только в 7-й день, но и в 4-й. Да и что мешало Моисею про 1-й день написать: «И сказал Бог: да будет свет от луны, солнца и звезд. И стало так»? Но Моисей разнес появление света и светил на 72 часа.
День творения мыслятся Библией как сутки, что подтверждают и все святые отцы. И само слово «йом» имеет значение только дня как суток.
Ученые считают, что свет появился в момент Большого взрыва, то есть начала существования Вселенной, задолго до образования планеты Земля. Но Библия ясно говорит, что свет появился вместе с Землей в первые же сутки творения. Почему же наша вера начинает хромать, когда научное представление о возникновении мира вступает в противоречие с Откровением? Почему мы отказываем Богу в возможности сотворить Землю первой или создать свет вне светил? Разве Бог не в силах сотворить сначала главное небесное тело, а потом все второстепенные? Ведь весь материальный мир создан исключительно для человека. И правы отстаивающие модель антропоцентричной Вселенной. Или разве только светила могут давать свет? Его могут давать и химические реакции, и электрические разряды…
Итак, весь космос появился в течение суток. Потому что если Бог не имеет нужды специально ограничивать Свои действия, Он по всемогуществу делает все быстро. Здесь можно воспользоваться земной аналогией: если, предположим, талантливый композитор способен сочинить пьесу за один день, станет ли он растягивать сочинительство на неделю, месяц, год? Такое растягивание творчества просто-напросто лишено целесообразности. Поэтому для нас, креационистов, нет ничего удивительного в том, что весь мир был создан Богом за шесть суток, а седьмые сутки Он почивал, почему и определил людям подобным образом проводить неделю жизни на Земле, приравняв земные сутки ко дням творения (Исх.20:8-11).
Есть мнение, что две первые главы Бытия — это не история Земли, а какая-то «метаистория», история вне нашей истории, а настоящая история якобы началась после грехопадения. Но зачем оно? Попытка обойти проблему согласования Откровения и современных научных интерпретаций? Проблема есть и, возможно, будет и впредь, даже до скончания века. Однако неправильно считать Божье слово желанием Бога скрыть от нас истину творения под видом аллегорий. Во-первых, тогдашние иудеи не мыслили аллегориями. А во-вторых, Бог мог и не открывать нам историю творения, если она выше человеческого ума. Он мог бы начать Библию так: «В начале сотворил Бог небо и землю, потом взял прах земной и создал из него человека». Тем самым проблема Шестоднева просто не появилась бы.
Но Бог драгоценным по информативности конспектом специально изложил акты творения, чтобы, во-первых, люди видели премудрость, благость и силу Божьи и прославляли Его за них, а во-вторых, не заблуждались относительно последовательности этих процессов, когда их ум омрачится вследствие деградации: например, не посчитали, что вид перешел в другой вид или что человек постепенно появился из обезьяны, или что свет и весь космос возник раньше Земли и т.п.
В Шестодневе Бог открыл нам истинную космогонию, и он есть наша история. Ведь течение времени с момента появления Земли никогда не менялось, потому что в этом у Бога не было нужды. Он указал на это обстоятельство словами Моисея: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11). История нашего мира началась с сотворения неба и земли и продолжается сегодня в целом в тех же природно-космических условиях.
Грехопадение не нарушило ход истории, оно просто вписало в нее свою страницу, хотя и не лучшую. Творение изменилось под действием проклятья (Быт.3:17), но не исчезло и не перестало жить по тем же законам времени и места, что и раньше. В мир людей вошли тление, болезни, скорби, смерть, натиски бесов, природа начала стареть и страдать, но Земля и луна продолжили двигаться по своим орбитам и солнце продолжало обогревать Землю, а люди могли трудиться, плодиться и как-то управлять другими тварями, хотя и не так безопасно, как раньше.
Творение Вселенной Богом есть чудо. А чудо не предполагает действие по законам. Процесс «да будет» исключает действие законов, потому что законы созданы Богом тем же творческим словом «да будет». Законы Вселенной созданы Богом одновременно с материей за мгновения, и с начала своего бытия стали определять движение материи. Причем, Бог в процессе творения мог менять действие законов по Своему усмотрению, если надо было привести материю в нужное Ему состояние вопреки законам Вселенной, которые этому мешали. В истории Земли уже после грехопадения были подобные действия Бога: чудо остановки солнца и луны Иисусом Навином (Нав.10:12-14) и возврат времени на несколько часов при царе Езекии (4Цар.20:10-11). И все это произошло совершенно безболезненно для Земли и нашей солнечной системы, что по научным представлениям невозможно. Итак, наш Бог творит чудеса (Пс.76:15) и не нуждается в ограничении Себя законами Вселенной для приведения ее в нужное Ему состояние.
А как же 14 миллиардов лет? А как же реликтовое излучение? Как это «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» безо всякого учета «законов», наблюдаемых нами, – возопиет неверующий ученый?
Для ответа на эти вопросы я приведу один пример. Когда Бог творил животных, Он сказал: «Да произведет земля душу живую». — «И создал Бог зверей земных по роду их», то есть все виды сразу, ибо зачем всемогущему Богу складывать тысячелетиями хромосомы, если весь код может быть Им произведен одним словом за секунду? Поэтому все виды животных произвела почва в течение пятых суток творения (хотя понятно, что Бог не часами творил; сотворил за секунды, а потом дал им время обжиться) уже в совершенстве природы, готовыми к размножению и приспособленными к среде обитания. У только что созданных животных не было «истории» формирования в утробе матери, потому что они появились взрослыми особями из земли: закон зарождения в утробе из слияния двух клеток стал действовать уже после, начиная с этих первых пар особей. Вот так появился и космос. Он появился сразу совершенным, без «истории», но с реликтовым излучением, как будто свидетельствующим о миллионах прошедших лет, так же, как взрослые животные, только что созданные из земли, могли бы натолкнуть на мысль об их рождении по аналогии с рожденными от них.
Чудо на то чудо, что не зависит от законов. Поэтому те, кто верит в законы больше, чем в чудеса, не может поверить в отсутствие у космоса истории формирования. Но если кто-то верит в долгое формирование космоса из начальной точки материи, он должен объяснить возникновение этой самой точки, потому что этого требует логика нечудесного, материально-закономерного развития. А ее существование ученые объяснить не могут. И справедливо. Ведь ее и не было, как не было зачатия первых рыб, птиц, животных, человека.
На Земле никогда не было структур, из которых в конце концов в процессе эволюции появились живые существа, потому что и сама жизнь живых существ не является следствием материальных процессов. Плоть всей флоры и фауны (в отличие от песка, камней и прочей неживой материи) оживляется энергетическими сущностями, называемыми духами (душами) растений, животных, людей. Именно это и подразумевается словами Писания: «Да произведет вода (земля) душу живую» (Быт.1:20,24), «и создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7), то есть плоть вместе с душой, оживляющей ее. А следующие души появляются из душ родителей.
Благодаря душе развертывается плоть каждого земного существа до своей максимально возможной и генетически раз и навсегда определенной заданности (с учетом небольших метаморфоз, создаваемых мутациями), потому что химико-физические процессы любого тела нуждаются не только в энергии, получаемой от среды обитания, но и энергии души, без которой живое существо гибнет при прочих идеально соблюденных условиях существования.
Душа же человека, хотя изначально также произведена Богом из земли, затем получила — при дуновении Творца — Духа Святого, как говорит об этом прп. Серафим Саровский, поэтому она бессмертна и продолжает свое существование даже после смерти тела.
Теория эволюции как концепция постепенного развития материи от простейших форм к сложнейшим в виду всех вышеизложенных рассуждений видится нами совершенно несостоятельной, потому что противоречит Откровению и не имеет логичного объяснения в целом. Без Бога она безосновательна и бездоказательна, а с Богом кощунственна и нецелесообразна. Она игнорирует три главных свойства Бога: благость, премудрость и всемогущество и с этой точки зрения является ересью.
Все доказательства эволюции притянуты за уши. Например, она утверждает, что происходит адаптация видов к среде, выживают самые приспособленные. Но длительность жизни людей постепенно падает на протяжении последних 7000 лет, принимая во внимание возраст библейских (исторических) персонажей. Каждый, для кого Библия не пустой звук, помнит, что Адам жил 930 лет, Авраам 275 лет, Моисей 120, а Давид 70. Сегодня средний возраст человечества 32 года. Кроме того, количество и качество болезней все увеличивается, а не уменьшается. Очевидно, что такая деградация возраста и здоровья указывает на деградацию вида в целом, а также и всей природы. Кроме того, непредвзятый исследователь обнаружит, что человек как вид деградировал по крайней мере за последние два тысячелетия не только физически, но умственно, духовно и нравственно. Таким образом, идея эволюции как улучшение видов несостоятельна.
Идея эволюции как образования новых видов также несостоятельна, так как принципиально новых видов за историю существования жизни на Земле не образовалось. И наука не может похвастаться пополнением в их рядах. Зато много видов вымерло. Библия говорит, что «Бог смерти не сотворил» (Прем.1:13). Смерть в христианском представлении не является естественным процессом, но — следствием проклятья Земли Богом за грех первых людей. Умалением жизни, деградацией является также появление и развитие болезней, которые тоже не предполагались при творении мира, как не предполагалось и уничтожение видов друг другом. Бог предвидел эти разрушительные явления, но не предопределял.
Из всего этого мы видим, что эволюция как принцип «развития» жизни отсутствует в природе. И это не удивительно. Природа есть лишь механизм, придуманный Отцом, созданный Сыном и оживляемый Духом, который заключает в себе материальные условия для жизни и способность живых существ копировать изначально созданную информацию о них (с возможностью ее небольших изменений в границах первоначального кода), в них содержащуюся, через различные способы размножения. А механизм как не имеющий сознания и жизни не может изменять себя к лучшему. Потому что он и существует не своей волей, и живет не своей силой.
Слова библейского конспекта сотворения мира очень точно характеризуют процессы появления тварей. Но их можно понять только простым, детским, беспредвзятым умом, который был у святых Отцов.
Например: «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле» (Быт.1:12). Зачем это уточнение: «по роду их», «по роду его»? Специально, чтобы читатель понял, что не «из одного рода в другой», а по отдельности все виды сразу. Здесь понятия род и вид тождественны.
Или: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1:21). Тот же смысл: возникли сразу все породы. Ведь мог же Моисей написать: «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя, а из нее кустарник, а из него дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его». Или: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, и всякую птицу пернатую». И пусть ученые догадываются, как они произошли. Но Бог специально облегчил им задачу, чтобы они знали, что не последовательно, а параллельно все виды возникали. Если все это эволюционно происходило, разве Бог не нашел бы слов, чтобы это передать? Но Он передал нам противоположное знание: Я произвел всю зелень, всех рыб, птиц и животных «по роду их», то есть одновременно во всех необходимых видах.
Или вот слова: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так» (Быт. 1:20). Почему сказано: «И стало так»? Могло же быть сказано: «И начали они постепенно появляться одни из других»? Но стало сразу, без задержки. Появившиеся пары птиц без периода обучения сразу полетели по воздуху. Ведь, во-первых, возникли только взрослые особи, а их никто не мог научить летать, а, во-вторых, им не надо было долго учиться летать, потому что Бог уже вложил эту способность в их природу. Вот как много смысла вложено в это «И стало так».
Дальше про рыб, пресмыкающихся и птиц сказано: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт.1:22). Какая здесь логика? До этого благословения их размножение было невозможно, потому что благословение здесь стоит вместо закона. Сначала Он их сотворил взрослыми по одной паре, а потом дал им благословение размножаться. А по теории эволюции они как раз путем размножения и появлялись, причем птицы — из пресмыкающихся. И смерть представляется там вечным законом. То есть все шиворот навыворот.
В Библии пресмыкающиеся — это пресмыкающиеся, рыбы — это рыбы, а птицы — это птицы. Никто ни в кого не переходит. Ведь мог же Моисей написать: «И сотворил Бог рыб, из рыб сотворил пресмыкающихся, а их пресмыкающихся сотворил птиц». Но там, наоборот, все отделено друг от друга словами «по роду их», причем благословение размножаться было дано после их появления, а не перед ним. А что без этого благословения они не могли плодиться, об этом пишут святые Василий Великий и Филарет (Дроздов). Последний писал: «Благословение есть изъявление благоволения, но в повествовании о Боге, без сомнения, знаменует и благотворение. В особенности часто изображается в священных книгах благословением умножение племени (Быт. 24:60; Пс. 127:3-5). Посему и при сотворении животных благословением означается то действие Творца, которым он как бы в собственность дал им способность размножать свой род». То же надо мыслить и о благословении размножения людей.
Но про людей вообще написано, что первым Бог лично сотворил мужчину из земли и вдунул в него Духа Святого, чего не делал ни с какой другой тварью. Это сотворение отделяет наш вид от всех других непроходимой чертой. Ибо нас произвели не вода или земля, а руки Божьи. Мне могут возразить, что это лишь образ, аллегория, а на самом деле человек, как и все животные, появился из других животных, например, из обезьяны. Но если это так, то почему не написано: «И взял Господь Бог обезьяну и создал из нее человека»? Но написано по-другому: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). То есть плоть и душа — из земли руками Бога, а Дух в нас — от дыхания Бога. Как бы ни понимать «руки» Бога, но это не просто Его слово: «Да произведет». Он лично Адама из земли произвел. И слово «адам» значит «земля», «почва».
А потом во время чудесного сна Адама из его ребра произвел лично жену, которую уже сам Адам впоследствии назвал Евой. Отрицать появление Евы из плоти Адама, о чем засвидетельствовал сам Адам: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт.2:23), можно, только если все это считать аллегорией. Но тогда повествование о появлении Евы нужно признать сказочным, потому что превращение человеческого ребра в полноценного человека никак не увязывается с постепенным и даже со скачкообразным формированием особи человеческого вида из его животного предшественника.
О людях как об особых Своих созданиях Бог говорит еще до их появления: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26). Конечно, можно сказать: вот человек развивался, развивался, и развился до такого уровня, что уже мог и своими предшественниками повелевать. Но Бог связывает способность людей владычествовать над всем миром с наличием в нас Его образа, который Он собирается им сообщить при сотворении, а не природными способностями. Они — носители Божества (Духа Святого), и поэтому все твари будут им подчиняться как богам по благодати. Сама благодать людей будет воздействовать на природу и подчинять ее им. И сказано это было Богом непосредственно перед сотворением Адама из земли — не как предсказание естественного появления продвинутого вида, а как замысел, воплотившийся в акте личного творения.
И уже после появления человеческой пары, что было во всех смыслах чудом, Бог дает им благословение плодиться и размножаться, а также силу владычества: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Первое было замыслом, приведенным в исполнение, а второе — «передачей в собственность способности размножать свой род» и обладания Землей в качестве ее хозяев. До этого благословения они не имели на все это разрешения, так же как не имели заповеди возделывать сад и не вкушать от древа познания. В этом смысле можно считать благословение на размножение и управление Землей заповедями.
Поэтому ни о каком естественном появлении нашего вида на Земле речи быть не может. Это чудо и особая благодать. Вызвав нас из небытия, Бог сделал нас начальниками всей Земли. Мы сразу же после сотворения могли укрощать все стихии и были очень далеки от смерти в своей облагодатствованной природе, наготы которой мы даже не стыдились по причине ее славного вида (Быт.2:25). Те полубоги, говорившие с Богом, из которых появились ныне мы, деграданты, не могли даже помыслить, что кто-то в будущем перестанет верить в Бога или смешает людей с обезьянами.
Вообще идея «развития» мира в смысле эволюции, прогресса есть еще не отживший миф сознания отлученной от Духа Истины части человечества. Неприятным, но честным определением реальной динамики проклятого Богом космоса является перманентная деградация: уровень развития каждого нового поколения немного не дотягивает до уровня развития предшествующего поколения.
Библия четко и ясно говорит нам единственную правду о нас и о нашем мире, которую никто своим умом никогда бы не нашел. Познать истину можно только через веру в Бога и Его Откровение, к которому надо относиться с наивысшим доверием и благоговением, пренебрегая собственной падшей природой там, где ее размышления и теории начинают ему противоречить. Каждое слово Библии несет свет познания истины для тех, кто любит свет, исходящий от Бога, а не свет собственного помраченного разума. И в нахождении ее да помогут нам святые отцы, просвещенные светом Духа Истины, Которому слава вовеки. Аминь.